МБОУ Мадеевская ООШ
д. Мадеевка
  • Функциональная грамотность

    ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ?
     

    Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

    Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

    Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

    1) направленность на решение бытовых проблем;

    2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

    3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

    4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

    Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

    Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

    Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году –  8,9 классы).

    Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

    Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

    Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

    Нормативно-правовые документы федерального   уровня

    Нормативно-правовые документы  регионального и муниципального уровня

    Документы не выбраны

    Нормативно-правовые документы школьного  уровня

    Документы не выбраны

    Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

    Российская электронная школа.Электронный банк для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/.

    Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

    Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

    Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

    Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

    Банк тестов

    Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

    План методической недели по функциональной грамотности

    в МБОУ Мадеевская ООШ

    Цель: развитие профессиональных навыков педагогических работников в сфере функциональной грамотности, обмен передовым опытом и оценка уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся.

    Задачи:

    • показать методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях и дополнительном образовании;
    • обсудить проблемы и перспективы развития функциональной грамотности в школе.
    Изображения.
    Неделя функциональной грамотности.
    14 апреля 2025, 21:02

    В рамках недели функциональной грамотности в школе прошла беседа с родителями «Роль родителей в формировании функциональной грамотности обучающихся»
    Креативное мышление.
    15 апреля 2025, 21:13

    В рамках недели функциональной грамотности в школе прошел конкурс фотографий «Удивительная природа» Важное значение в активизации творческих способностей детей играет изображение природы. Во все времена художники воплощают в своих произведениях различные явления природы.
    Неделя функциональной грамотности.
    16 апреля 2025, 21:16

    В рамках недели функциональной грамотности прошла серия уроков обществознания, на котором учащиеся решали практико-ориентированные задачи , направленные на развитие финансовой грамотности.
    Естественнонаучная грамотность.
    17 апреля 2025, 21:18

    В рамках недели функциональной грамотности в школе прошел открытый урок по биологии в 7 классе на тему: "Царство Растения: разнообразие, значение и охрана." Урок был направлен на усвоение знаний о разнообразии растений.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике